Финансовое планирование и бюджетирование: какие подходы могут быть эффективными для бизнеса

Финансовое планирование и бюджетирование: какие подходы могут быть эффективными для бизнеса

В текущих сложных условиях бизнеса нельзя успешно развиваться без тщательно продуманного финансового плана и бюджета. Если руководство компании не точно знает, сколько денег поступает и тратится в данный момент и какие будут перспективы, то в худшем случае она может столкнуться с банкротством. Поэтому необходимым элементом управления любым предприятием является финансовое планирование и прогнозирование, а также бюджетирование. В статье мы расскажем об этих понятиях, опишем их взаимосвязь и разницу между ними, а также представим эффективные методы организации финансового планирования.

Финансовое планирование и бюджетирование часто смешиваются, однако, их отличия являются ключевыми для правильного управления финансами компании.

Финансовое планирование - это стратегия, которая направлена на распределение денежных ресурсов для удовлетворения потребностей предприятия. Его цель заключается в том, чтобы распределить расходы таким образом, чтобы компания могла уверенно развиваться и приносить прибыль, а также исполнять обязательства перед государством, клиентами и кредиторами. Финансовые планы отражают источники доходов, цели расходов, графики платежей и поступлений за определенный долгосрочный период. Они базируются на достоверных данных, таких как бухгалтерская отчетность и инвестиционные программы.

Финансовое прогнозирование - это также стратегия, которая направлена на распределение денежных ресурсов, но на основе предполагаемых данных, а не точных. Например, на основе анализа рынка можно сделать предварительный вывод о скором росте цен на производимый товар, но достоверно этого утверждать нельзя. Эти данные могут служить источником прогнозов, но не планов.

Бюджетирование - это система управления денежными ресурсами компании, ее доходами и расходами, рассчитанная на короткий период (как правило, до года). Это составная часть финансового планирования, которая позволяет контролировать экономическое положение и количественные результаты работы компании. На основе разработанной финансовой стратегии формируется структура бюджетов - запланированных поступлений и затрат для различных направлений бизнеса, подразделений и проектов. После исполнения бюджетов производится учет операций и производительности, и по результатам проводится план-фактный анализ. Коррективы в систему управления денежными ресурсами вносятся в соответствии с сделанными выводами.

Таким образом, финансовое планирование и бюджетирование имеют объединяющую цель - управление финансами компании, однако, финансовое планирование ставит общие цели, а бюджетирование - разрабатывает практические инструменты для их достижения. Их взаимодействие необходимо для достижения финансовой дисциплины в компании, а также для обеспечения успешного развития и роста.

Задачи бюджетирования и прогнозирования финансовых показателей в организации направлены на поддержание баланса между денежными ресурсами и потребностями компании в них, а также на определение наиболее эффективных методов распределения средств. Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач, связанных с финансовым планированием:

  • выявление скрытых потенциальных резервов, которые могут улучшить финансовое положение компании (например, повышение производительности, улучшение качества продукции);
  • определение направлений, которые приносят наибольшую прибыль;
  • связывание денежных ресурсов с производственным планом и определение достаточности средств для реализации показателей;
  • обеспечение своевременной выплаты налогов, долгов и исполнение обязательств перед государством, кредитными организациями, поставщиками и клиентами;
  • определение финансовых рисков и разработка стратегии по их уменьшению;
  • определение необходимости во внешнем финансировании;
  • установка контроля за работой каждого подразделения и оперативное отслеживание результатов.

Бюджетирование является частью финансового планирования и решает следующие задачи:

  • разработку плановых показателей на определенный период времени (как правило, на год) для каждого направления работы компании. Структура бюджета определяется особенностями конкретного бизнеса. Для разных предприятий, кроме основных бюджетов (доходов и расходов, движения денежных средств, прогнозного баланса), создаются многочисленные дополнительные планы и сметы - на продажи, на производство, на амортизацию, на налоги, на отдельные проекты и т. д.;
  • обеспечение координации между бюджетами. Благодаря этому все подразделения компании работают согласованно для достижения общих целей;
  • распределение ответственности. Благодаря планированию бюджетов удается четко разграничить сферы деятельности. Каждый сотрудник занят своей работой, что позволяет избежать перекрытий и дублирования работ;
  • контроль реализации бюджетов с помощью план-фактного анализа. Реальные данные, полученные в течение периода, сопоставляются с плановыми показателями, чтобы выяснить, есть ли расхождения между ними. Это сравнение позволяет понять, какие бизнес-процессы требуют оптимизации и что в первую очередь следует сделать.

Варианты финансового планирования и подходы к управлению

В экономике существуют различные типы финансового планирования, которые можно классифицировать по различным основаниям. Один из самых распространенных критериев - это срок действия планов. В соответствии с этим финансовое планирование и прогнозирование на предприятии можно разделить на оперативное, текущее и стратегическое.

Кроме этого, виды планирования могут отличаться и по другим признакам. Например, они могут связываться с объектами планирования, такими как финансы или налоги. Налоговое планирование направлено на уменьшение расходов предприятия на оплату налоговых выплат, в то время как финансовое планирование может быть стратегическим или текущим.

Стратегическое планирование является самым длительным по своей продолжительности и обычно рассчитывается на срок до пяти лет. Оно имеет важную функцию - определить тенденции развития компании на длительный период времени и разработать способы достижения поставленных целей. Учитывая эти факторы, проводится анализ потребностей предприятия в финансировании, осуществляется поиск ресурсов и прогнозируются результаты.

Текущее планирование составляется на год и основывается на финансовой стратегии предприятия. Дальнейшие цели разбиваются на более мелкие шаги, и для их достижения создаются годовые планы по расходам и прибылям. Бюджетирование, следовательно, является основным инструментом текущего планирования.

Оперативное планирование охватывает нижнюю ступень постановки задач и определяет конкретный алгоритм (график, план) для руководства определенных отделов, и расчетный период обычно составляет до 3 месяцев. На этом этапе также проводится контроль выполнения задач.

Существуют различные методы финансового планирования, которые используются для определения финансовой стратегии и разработки структуры бюджета. Экономика оперирует огромным количеством методов финансового планирования и прогнозирования. Некоторые основаны на интуиции и логике, а другие - на математике, причем они различаются по степени точности и сфере применения.

Некоторые из методов финансового планирования, используемых на предприятии, включают экспертную оценку, метод экстраполяции, метод моделирования, нормативный метод и балансовый метод. Разнообразие методов помогает предприятиям выбирать самый подходящий в зависимости от их потребностей. Независимо от масштаба деятельности при руководстве бизнесом финансовое планирование является важным элементом, поскольку позволяет оценить перспективы развития, определить допустимые затраты, выбрать наиболее перспективные направления использования денежных ресурсов и оценить потребности в инвестициях.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *