Художник Александр Шевченко: наследие мастера

Художник Александр Шевченко: наследие мастера

Часто бывает так, что настоящий талант художника признается только после его смерти. Однако случается и так, что этому открытию приходится происходить слишком поздно, когда произведения мастера уже не обнаружить. Вот почти что такая ситуация была с наследием российского, а затем уже советского художника Александра Васильевича Шевченко. Но судьба его творчества окончилась счастливо. Рассмотрим подробнее.

В настоящее время имя художника Александра Шевченко оказалось известным разве что абсолютным знатокам, тогда как более 100 лет назад его работы вызывали значительный интерес и споры. Биография Александра Васильевича была богата событиями.

Александр Васильевич Шевченко был художником-авангардистом. Несмотря на то, что его отец был приказчиком в Харькове, художественные способности у мальчика проявились в реальном училище. Его талант заметил ученик Карла Брюллова, Дмитрий Бесперчий, который стал первым наставником будущего художника. Природный дар мальчика развивал и талантливый художник Николай Улих, который также приобщил Александра к театру.

Семья Шевченко переехала в Москву, где Александр поступил в старейшую художественную школу – Строгановское училище, чтобы получить образование на декоративном отделении. В начале обучения он выделялся, премия за победу на выставке ученических работ позволила ему побывать за границей. Параллельно с учебой молодой художник работал рисовальщиком на московских фабриках. Но после смерти матери он жил отдельно от отчима и очень нуждался.

Получая образование, Александр Шевченко посещал лекции Михаила Врубеля и занятия Константина Коровина. Увлеченный рассказами педагогов о западной живописи, Александр Васильевич прервал обучение и по совету своего учителя Константина Коровина отправился в Париж. В столице Франции русский художник работал в мастерской популярного живописца Эжена Каррьера, учился в частной академии художеств, каждый день ходил в Лувр, посещал мастерские французских мастеров и изучал творчество импрессионистов.

Сам Александр Шевченко считал, что основы его творчества были заложены в Строгановке, но истоки работы с цветом он получил в Париже. После возвращения из поездки по Европе, Александр Васильевич окончил Строгановское училище и поступил в Московское училище живописи, где был зачислен сразу в последний класс, в мастерскую Константина Коровина. Однако, его учеба была далека от долгой – вместе с еще 60 студентами художник был отчислен из училища. Это произошло из-за того, что профессорская группа не одобряла его творческие поиски, нацеленные на поиск нового пути в живописи, что поддерживали студенты. Неразрешимые конфликты вызывали открытые протесты со стороны старой школы и приверженцев новых течений и свели творческую карьеру молодого художника на нет.

Александр Шевченко и его творчество представляют основные тенденции русского искусства начала XX века. Художник активно экспериментировал с формой и цветом, при этом был наиболее традиционным среди своих коллег. Он любил экспериментировать с живописными формами, светопередачей, графическими техниками, цветом и композицией. Шевченко был близок к группе художников «Ослиный хвост», основанной Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой, входил в общество «Маковец», участвовал в выставках объединений «Бубновый валет», «Мир искусства», позднее из своих учеников организовал «Цех живописцев».

Индивидуальный почерк художника чувствуется в каждой его работе. Шевченко пропускал через себя множество новаторских идей и течений, но вырабатывал свой собственный стиль, относясь по своему к задачам искусства и не принимая ни одно течение до конца. Влияние французских импрессионистов и русских символистов можно увидеть в его картинах после возвращения из Парижа. Александр Шевченко увлекся идеями Поля Сезанна, считая его своим наставником по видению, ценности и пониманию древних мастеров. В более поздних работах художника заметны мотивы иронического примитивизма. Автор брошюры «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности», Шевченко сформулировал суть поисков этого течения. Он называл свою манеру тектоническим примитивизмом и видел его истоки не в западной, а в восточной культуре.

Хоть Шевченко вернулся к символизму со временем, но это был уже другой символизм, характеризующийся обобщенностью форм и монументальностью композиции. Таким образом, работы Александра Шевченко повествуют о новых течениях, которые затронули живопись начала XX века, подвергая традиционные формы и каноны преобразованию и отражая индивидуальное видение искусства художника.

Художник Александр Васильевич, проведший несколько лет на фронте и получивший серьезное ранение, не смог остаться равнодушным к событиям 1917 года. Октябрьская революция ознаменовала для него новые возможности в карьере. Сначала он организовал печатные мастерские по просьбе Наркомпроса и был назначен их директором. Кроме того, Александр Шевченко принимал участие в создании Музея художественной культуры. В то время как его активная деятельность росла, мастер практически не имел времени для создания картин.

После революции художник начал преподавать в Государственных свободных художественных мастерских - ВХУТЕМАСе. Он преподавал там более 10 лет, а затем стал деканом живописного факультета ВХУТЕИНа. Однако, некоторое время спустя, он и группа профессоров были вынуждены уйти из института из-за несогласия с новой политикой руководства. В конце жизни Александр Шевченко руководил двумя кафедрами живописи - в Московском текстильном институте и Центральном художественно-промышленном училище. Художник-педагог был известен своей склонностью развивать индивидуальный потенциал каждого из своих студентов.

Не смотря на продуктивную деятельность и поддержку революции, жизнь художника была далеко не легкой. В 30-е годы прошлого века его обвинили в "эстетствующем формализме", и его персональную выставку в Пушкинском музее закрыли через несколько дней после открытия. Это привело к прекращению работы над монографией художника, которую он почти завершил. Его картины были отправлены в запасники музеев, а работы выставлялись главным образом за рубежом. В Англии, Италии, Германии и Швейцарии были организованы выставки его работ.

Династия художников Шевченко

В личной жизни Александра Шевченко были талантливые друзья и супруги. Его первая жена, Надежда Псищева, познакомилась с ним в Строгановке и оставила обучение для изучения работ мастеров во Франции вместе с мужем. Однако Надежда умерла молодой, не успев раскрыть свой талант. Еще одна женщина — тетя Татьяны, дочери Шевченко — стала второй женой Александра. Татьяну воспитывала тетя после смерти матери в двухлетнем возрасте. Отец устраивал для дочери первые заказы, преподавал ей живопись и давал советы. Со временем она стала признанным живописцем, мастером колористики и создавала многоплановые поэтические работы. Она унаследовала талант от своего отца и продолжила семейную династию художников Шевченко.

вивается на нескольких плоскостях сразу. В работе присутствует яркое сочетание цветов, и каждый элемент нарисован ярко и выразительно.

Описывая картины Александра Шевченко, можно увидеть, как менялось его мироощущение на протяжении творческого пути. В ранних работах художника видно влияние импрессионистов, таких как Сезанн, Ренуар и Гоген. Например, картину «Карусель», выполненную в 1907 году, художник создал в смешанной технике, где присутствуют размытые контуры, чистые краски, игра света и тени. Эти элементы отсылают нас к импрессионизму. Однако, гуашная техника дает цвету плотность, а сочетание красного, зеленого и голубого оттенков напоминает лубочную живопись.

В работе, более позднего периода - «Город», можно увидеть черты кубизма. В этой живописной работе присутствует пересечение острых граней и линий, динамический ритм. Но форма не превалирует над содержанием. В «Городе», как в королевстве кривых зеркал, многократно отражаются крыши и печные трубы домов, многочисленные окна и фонари. Город на картине словно врезан в ущелье между скал. Он сам по себе, одинокий и затерянный далеко внизу.

Гораздо чаще в работах художника можно увидеть примитивистские тенденции. В «Портрете поэта», написанном в 1913 году под влиянием неопримитивизма, можно увидеть пародийный образ, который не похож на традиционный классический образ «служащего муз». В другой известной работе того же периода - «Зима в Зубцове», созданной в примитивистской манере, мастер вольно обращается с пространством. На картине перспектива прописана необычно, действие развивается на нескольких плоскостях сразу. В работе присутствует яркое сочетание цветов, и каждый элемент нарисован ярко и выразительно.

Архив Александра Шевченко: какую находку сделал антиквар

Современные знатоки и критики считают Александра Шевченко талантливым, но недооцененным художником. В энциклопедиях его называют живописцем, графиком, теоретиком искусства. Главным образом в музеях представлены его живописные работы, но мало кто знает, что он также был графиком, создавал монотипии.

Недавно антиквар Дмитрий Поманский с помощью правнучки Александра Шевченко обнаружил уникальный архив работ художника, выполненных в разные годы жизни и в различных техниках. Часть архива пострадала в результате потопа в художественной мастерской дочери Александра Васильевича, но удалось выкупить весь архив благодаря российскому бизнесмену Аркадию Колениченко.

Архив был перевезен экспертами в другое место и сегодня в нем хранятся картины самого Александра Васильевича, его дочерей и первой жены, графика, гравюры и работы в технике монотипии, эскизы, резные фигурки и ларцы, а также архивные документы и личная переписка.

Бизнесмен Аркадий Колениченко планирует передать часть наследия в коллекции русских музеев, а также издать каталог коллекции и организовать выставку работ художника и его семьи для широкой публики.

Аркадий Викторович Колениченко - человек с множеством талантов и интересов. Он известен как бизнесмен и коллекционер предметов искусства и является владельцем и руководителем многопрофильных компаний как в Москве, так и в Владимирской области.

Одним из недавних проектов Аркадия Колениченко стало обретение наследия Александра Шевченко - художника, которого когда-то называли "художником до мозга костей". Сегодня, к сожалению, многие забыли о нем, но благодаря усилиям Колениченко и его команды, имя Александра Шевченко снова стало известно широкой публике. Это дает возможность вспомнить талантливого художника и открыть его творчество для нового поколения зрителей.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *