Какой банкомат лучше купить?
В России продолжает возрастать спрос на банкоматы, поскольку наличность остается популярным средством оплаты для многих российских граждан. Но с увеличением количества предложений различных производителей на рынке, все больше появляется дебатов об особенностях и достоинствах тех или иных банковских терминалов. Можно ли найти идеальный банкомат, учитывая все параметры и функции, и какими критериями нужно руководствоваться при выборе терминала?
В соответствии с докладом международной консалтинговой компании RBR «Глобальный рынок банкоматов и прогноз до 2017 года», опубликованным в сентябре 2012 года, Россия приходится на 75% новых банкоматов в Европе. Эта тенденция сохранится и в ближайшие пять лет, и продажи банкоматов будут продолжать расти. Дополнительным фактором роста спроса на банкоматы является возможность банков включать банковское оборудование в свой уставный капитал, повышая тем самым свою капитализацию.
Издания, такие как RBC и Forbes, периодически составляют рейтинги банков с учетом количества банкоматов в их сети, как по абсолютному числу терминалов, так и по количеству терминалов на одного клиента, а также по наличию функции Cash-in (прием денег).
Рейтинг банков по уровню развития банкоматной сети неизменно привлекает внимание экспертов и обычных потребителей финансовых услуг. Однако, как показывает история, не всегда количество установленных терминалов можно рассматривать как основной критерий эффективности банковской деятельности. Один из последних рейтингов, проведенных Forbes в апреле 2010 года, учитывал количество банкоматов на одного клиента банка с карточным счетом. Стало известно, что Сбербанк России, который считался лидером по общему количеству банкоматов на тот момент, резко упал в данном рейтинге, находясь уже на 13-м месте. Это говорило о том, что у банка были достаточно серьезные планы на увеличение числа установленных терминалов. К слову, на сегодняшний день Сбербанк России располагает более чем 45 000 банкоматами в своей сети.
Другие банки-лидеры, такие как ВТБ24 и Росбанк, также стремились увеличивать количество своих банкоматов, за счет привлечения частных клиентов. Однако, не все кредитные учреждения смогли удержаться на плаву. Так, Мастер-банк попал в «Книгу памяти» портала Банки.ру, а сеть Мосприватбанка стала объектом продажи для нескольких заинтересованных инвесторов.
По данным РБК на первое полугодие 2013 года, лидерами по количеству банкоматов, позволяющих погашать кредитную задолженность стали Сбербанк России и ВТБ24. Третье, четвертое и пятое места заняли соответственно Росбанк, Хоум Кредит энд Финанс Банк и Уральский банк реконструкции и развития. Банк Москвы, который ранее занимал высокие места в рейтингах, теперь находится в середине списка.
Столичный рейтинг банков агентства «РБК. Рейтинг» на 1 июля 2013 года включает как традиционных лидеров, так и «новые лица», такие как Кредит Европа Банк и ТрансКредитБанк.
Некоторые банки, такие как МДМ Банк и Промсвязьбанк, объединили свои банкоматные сети, чтобы увеличить доступность терминалов для своих клиентов. Всего по данным РБК, на 2010 год в России функционировало 91 000 банкоматов, принадлежащих 103 банкам, а с 2011 по 2012 год рынок вырос на 16%. Сегодня эта цифра превышает 110–120 тыс. терминалов самообслуживания (в рамках крупнейших банков РФ).
Как расширение сети банкоматов влияет на финансовые показатели и качество обслуживания клиентов?
Во-первых, эксперты рекомендуют один банкомат на 1000 клиентов кредитной организации. Это связано с тем, что перегрузка терминалов приводит к частым сбоям и простою из-за несвоевременной инкассации.
Во-вторых, недостаток банкоматов с функцией cash-in и cash recycling, а также их недоступность круглосуточно, могут привести к задержкам платежей и созданию недостоверной статистики по платежеспособности клиентов. Это особенно актуально для клиентов, которые не могут посетить терминалы во время работы банковских филиалов.
Кроме того, развертывание полноценной сети банкоматов территории страны может занять до 5 лет, в то время как киоски самообслуживания могут быть установлены значительно быстрее. Развитая сеть терминалов стимулирует рост клиентской базы и увеличивает доход за счет комиссионных и конвертации.
Наиболее эффективными оказались дорогие многофункциональные банкоматы с удобным меню. Это связано с уменьшением транзакционных издержек на обмен валюты и пополнение счета, а также с увеличением дохода за счет комиссионных и конвертации. Более дорогие модели также обычно используют более надежные комплектующие и реже выходят из строя.
Наконец, для того, чтобы банкомат приносил прибыль, необходимо выбрать правильное место для установки. Необходимо учесть не только количество людей, проходящих мимо, но и удобный доступ к терминалу круглосуточно. Это особенно важно для клиентов, у которых нет возможности использовать банкоматы во время работы банка.
Популярные производители банкоматов: обзор лидеров мирового рынка
Сегодня на рынке банкоматов лидерами являются международные компании, которые производят и продажают их по всему миру. Среди них можно выделить четыре самых популярных производителя - это NCR, Wincor Nixdorf, Diebold Incorporated и Nautilus Hyosung.
Давайте рассмотрим каждого из них подробнее.
Компания NCR является одним из лидеров на рынке производства банковского оборудования. За последние два десятилетия она поставила больше оборудования, чем ее конкуренты. Компания начала свою деятельность в 1884 году в США, а в России открыла свое представительство в 1993 году. За это время на сервисное обслуживание было поставлено 30 000 терминалов.
Клиентами NCR на территории постсоветского пространства стали 80 крупнейших банков, в том числе все, входящие в топ-10 рейтинга РБК. Сегодня компания производит две основные серии банкоматов - Personas (5-го поколения) и SelfServ (6-го поколения).
В 1952 году была основана немецкая компания Nixdorf Computer AG. В 1990 году она была приобретена Siemens AG и реорганизована в Siemens Nixdorf Retail. В 1999 году компания была продана венчурным фондам «Голдман Сакс» и «Кельберг Кравис Робертс». Однако, позднее Wincor Nixdorf стала снова самостоятельной компанией и начала заниматься производством техники с филиальной сетью в свыше 110 странах. В 2004 году компания провела успешное IPO на Франкфуртской бирже и стала открытым акционерным обществом.
Wincor Nixdorf входит в число крупнейших компаний мира, продавая банкоматы, и занимает второе место по объему продаж в Европе и мире. Банкоматы этой компании представлены четырьмя линейками - CINEO, ProCash, ProPrint, ProConsult, которые отличаются функциональностью. Компания появилась на российском рынке банковских технологий в конце 1990-х годов и быстро стала одним из лидеров отрасли. Банки России считают оборудование Wincor Nixdorf надежным и популярным выбором.
Компания Diebold Incorporated была основана в США в 1859 году. Она начала выпускать банкоматы только в 1967 году и вошла на рынок России в 1998 году. Сегодня Diebold обслуживает около 17 000 банкоматов, поставленных в Россию из США.
В России впервые банкомат был установлен в 1991 году в банке "Столичный" и именно он был банкоматом компании Diebold. А первый банкомат из серии Opteva фирмы был установлен в России в 2003 году. Годом позже Мастер-Банк установил первый полнофункциональный банкомат Diebold. С Ситибанком, крупнейшим банком в мире, компания сотрудничает с 2009 года.
Помимо представительств в Новосибирске, Самаре, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, Diebold поставляет банкоматы cash-out, cash-in, coin dispense и замкнутого цикла cash-recycling кредитным организациям России и всего постсоветского пространства. Все они представлены единым модульным рядом Opteva.
Компания Hyosung, которая существует более 50 лет, занимает лидирующие позиции в производстве банковского оборудования. Она занимает 4-е место в мире и 1-е место в Южной Корее. В 1979 году из ее структуры было выделено специализированное подразделение - Nautilus Hyosung, которое сегодня уже является отдельной компанией. Ежегодно Nautilus Hyosung выпускает более 48 000 банкоматов.
Банкоматы данного бренда отличаются инновационным дизайном, высокой функциональностью и могут быть легко модернизированы.
Эксперты прогнозируют, что банкоматы будущего будут эволюционировать в нескольких направлениях, чтобы улучшить пользовательский опыт и защитить клиентов от мошеннических действий.
Одно из главных направлений - это увеличение безопасности. Банки будут использовать специальные материалы, которые не нагреваются при касании, чтобы предотвратить неправомерное получение PIN-кода. Кроме того, они будут снабжены дополнительными средствами защиты от силовых воздействий и других негативных факторов.
Идентификация клиента без использования физического контакта - это еще одно важное направление будущего. Карты и другие устройства с функцией NFC-сканера позволят идентифицировать клиента по отпечатку пальцев и сетчатке глаза.
Технологии замкнутого цикла (cash-recycling) позволят совмещать функции банкомата и банковской кассы, что обеспечит мультифункциональность терминала. Кроме того, банкоматы будут работать с облачными технологиями, которые позволят оперировать без встроенного компьютера.
В завершение, интерфейс банкоматов будет улучшен до такой степени, что клиенты смогут настроить его согласно своим предпочтениям.
В целом, будущий банкомат - это быстрый терминал с высочайшим уровнем безопасности и отказоустойчивым программным и аппаратным обеспечением, который сможет предложить все банковские услуги в одном месте.
Фото: freepik.com