Казахстанская нефть в Германию по «Дружбе»: Россия снова в выигрыше?

29 апреля 2024г. - VRUBCOVSKE.RU. В начале июня стало известно о начале поставок казахстанской нефти в Германию через нефтепровод "Дружба".

29 апреля 2024г. - VRUBCOVSKE.RU. В начале июня стало известно о начале поставок казахстанской нефти в Германию через нефтепровод "Дружба". На данный момент было отправлено всего 90 тысяч тонн, однако лидер Казахстана, Касым-Жомарт Токаев, заявил, что его страна обладает достаточным потенциалом для увеличения экспорта черного золота до 1,2 миллиона тонн ежегодно. Это начало поставок считается значимым и свидетельствует о предстоящих изменениях на нефтяном рынке Евразийского пространства, как указывают некоторые эксперты. Пишет Ритм Евразии.

В связи с этим возникает вполне логичный вопрос: какие перспективы у казахстанской нефти на европейском рынке и как это выгодно России?

Стоит напомнить, что из-за своего географического положения Казахстан в основном поставляет свою нефть на внешние рынки через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) до Новороссийска. В прошлом году около 81% общего экспорта страны, составившего 64,8 миллиона тонн, пришлось на долю КТК. Однако Астана уже долгое время стремится разнообразить свои поставки, но до начала специальной военной операции на Украине ей это не удавалось. Основной проблемой в данном случае является высокая стоимость альтернативных маршрутов для казахстанской нефти. Даже в отношении «Дружбы» казахстанские производители всегда были настороженными, опасаясь, что этот экспортный канал окажется менее прибыльным, чем другие направления.

Например, Астана уже несколько лет планирует установить поставки в обход России через так называемый Транскаспийский международный транспортный маршрут через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и Турцию в страны ЕС. Для этого планируется использовать нефтепровод Баку - Тбилиси - турецкий Джейхан (БТД), о котором говорится с 2005 года. Однако все попытки использовать БТД ранее заканчивались неудачей из-за логистических проблем и высоких расходов на транспортировку, включая железнодорожную доставку до порта Актау на Каспии, а затем танкерами в азербайджанский терминал в Сангачалах, откуда дальше нефть должна была попасть в БТД или Баку - Супсу. Помимо этого, всегда возникали вопросы о качестве нефти в БТД, так как азербайджанская нефть отличается от казахстанской и стоит дороже, а Астана и Баку неохотно шли на компромиссы в этом вопросе.

Однако последние годы принесли значительные изменения в связи с антироссийской кампанией Запада. В Астане начали опасаться усложнений транзита своей нефти через КТК по политическим причинам и снова начали воплотить в жизнь идеи о диверсификации поставок. Вновь возник интерес к БТД, но уже с более конкретными планами. В конце 2022 года между казахстанской компанией "КазМунайГаз" и азербайджанской компанией Socar было заключено соглашение о транзите нефти по маршруту Актау - Баку - Джейхан в объеме 1,5 миллиона тонн ежегодно, а в марте 2023 года начались первые поставки в этом направлении. В апреле стало известно о готовности Азербайджана и Казахстана увеличить объемы сотрудничества в нефтяной сфере. Данные страны стремятся увеличить совместные поставки через БТД до 20 миллионов тонн в год при раскрытии его потенциала, который на данный момент составляет всего лишь 40%.

Однако пока реальность далека от политических заявлений, включая планы Астаны на увеличение экспорта через БТД до 6-6,5 миллионов тонн в год. За первый квартал этого года транзит казахстанской нефти через Азербайджан составил всего около 27 тысяч тонн, что даже меньше объявленного ранее объема транспортировки через "Дружбу". Это объясняется тем, что альтернативные маршруты для Казахстана до сих пор остаются более дорогими, чем КТК, и в самой стране наблюдаются проблемы с наращиванием добычи нефти, которую можно было бы экспортировать на мировые рынки обходя Россию.

Однако ситуация с "Дружбой" выглядит немного иначе для Астаны по сравнению с БТД или другими альтернативными маршрутами. В данном случае интересы Казахстана, ЕС и даже России сходятся. Ранее в Москве неоднозначно относились к возможности поставок казахстанской нефти через "Дружбу", и все предыдущие попытки не стали масштабными. Однако политика ЕС, включая запрет на покупку российской нефти, изменила ситуацию. Вначале речь шла о транспортировке нефти танкерами, а теперь появились и трубопроводные варианты.

Однако до сих пор Брюссель не может полностью прекратить поставки российской нефти через трубопровод из-за позиции Венгрии. Однако Польша и Германия уже объявили об отказе от покупки нефти из РФ, фактически остановив работу северной ветки "Дружбы". Южная часть нефтепровода в направлении Венгрии, Словакии и Чехии все еще функционирует, но в мае стало известно, что в ЕС снова рассматривают вопрос об окончательной блокировке трубопровода.

Однако после этого началось заторможение: в марте в "Дружбу" Казахстан направил только 20 тысяч тонн нефти, а в апреле еще 50 тысяч тонн. Только в конце весны "Транснефть" сообщила, что начиная с 22 мая Казахстан начал подавать нефть в российскую систему нефтепроводов для поставки в Германию по "Дружбе" в объеме 100 тысяч тонн в месяц, как было запланировано ранее. Однако уже сейчас становится понятно, что обещанных 1,2 миллиона тонн казахстанской нефти для Германии не будет, а ситуация с поставками намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Это нужно понимать: объявление Казахстана о резком росте экспорта нефти немного лукавит, так как Астана не в состоянии это физически сделать, или это потребует серьезных изменений во всей нефтяной отрасли страны. Это стало понятно из начала поставок по "Дружбе", которые не соответствовали заявленным планам. Кроме того, в апреле казахстанское Минэнерго сообщило о сокращении добычи нефти на 78 тысяч баррелей в сутки с мая до конца текущего года, и в самой стране уже давно наблюдаются проблемы с нехваткой топлива.

Таким образом, в сложившихся условиях говорить о резком увеличении экспорта нефти можно считать преждевременным, а наполнение "Дружбы" казахстанской нефтью в заявленных объемах, по мнению аналитиков, возможно только при переброске с других транзитных направлений, например через российский порт Усть-Луга, откуда сырье везут танкеры. Или же Казахстану придется пересмотреть свое сотрудничество с Азербайджаном в рамках увеличения поставок по "Баку-Тбилиси-Джейхану". Оба варианта сегодня являются крайне невыгодными для Астаны, так как влекут дополнительные расходы и могут навредить сотрудничеству с иностранными компаниями, с которыми уже заключены долгосрочные контракты. И вот возникает вопрос: откуда возьмутся обещанные объемы нефти в "Дружбе"?

Некоторые эксперты считают, что ответ на этот вопрос довольно прост: на самом деле Германия скорее всего будет получать сырье, добытое в России, под видом казахстанского сорта KEBCO (Kazakhstan Export Blend Crude Oil), который химически аналогичен российской марке Urals. Именно поэтому Россия, которая ранее не приветствовала поставки нефти из Казахстана по "Дружбе", довольно быстро согласилась с предложением Астаны.

Такая схема выгодна всем участникам сделки. Казахстан получит формальную возможность, хоть и ограниченную, поставлять нефть по "Дружбе" и надеется использовать это для расширения сотрудничества с "Транснефтью". Россия, в свою очередь, сможет продолжить поставки своего сырья в Европу через северную ветку нефтепровода, даже под брендом KEBCO, и получить дополнительную прибыль от транзита. Операции обмена, при которых российская нефть будет поставляться на НПЗ Казахстана, а казахстанское сырье будет идти в Германию через "Дружбу", позволят снизить потери от введенных против страны санкций в нефтяной отрасли.

Берлин формально сохранит эмбарго на закупку российской нефти по нефтепроводу, но продолжит делать это, не позволяя "Дружбе" полностью прекратить свою работу, на что настаивают некоторые страны ЕС. Это позволит Германии использовать свои НПЗ и сохранить контроль над трубопроводными поставками, не подпадая под энергетический контроль США. В выигрыше может оказаться даже Беларусь, которая будет получать средства за транзит нефти по своей территории. Не случайно в конце мая белорусский оператор нефтепровода "Гомельтранснефть Дружба" подал заявку на увеличение тарифов на транспортировку на 84% с 1 июля. Однако это может стать причиной того, что Астана не будет направлять обещанные ранее объемы из-за высоких расходов. В любом случае, в выигрыше снова окажется Россия, так как Казахстан будет вынужден продолжить работу с КТК и Усть-Лугой, как это было ранее.

Продолжение работы северной ветки "Дружбы" потенциально может сохранить функционирование всего нефтепровода вне зависимости от желания США и их союзников заставить ЕС разорвать все энергетические связи с Россией. Об этом свидетельствует, например, желание Чехии наладить поставки нефти из Казахстана по нефтепроводу, о чем заявил чешский премьер-министр Петр Фиала во время визита в Астану в апреле. И, учитывая проблемы в Казахстане, легко догадаться, по какой схеме и от кого на самом деле будут поставки нефти Чехам.

Поэтому происходящее вокруг "Дружбы" следует рассматривать именно так – никто в ЕС на самом деле не готов отказываться от российской нефти, несмотря на русофобские заявления из европейских столиц. По крайней мере в ближайшем будущем, пока экономика Евросоюза не испытает рецессию и потребление нефти и газа резко не снизится, или пока не будет найдены альтернативные источники сырья для нефтехимической промышленности.


Фото: Из открытых источников 

Последние новости

Фестиваль «Венок дружбы» прошел в ЦДО

17 мая в Бур­лин­ском ЦДО про­шел фе­сти­валь на­цио­наль­ных куль­тур «Ве­нок друж­бы».

В Алтайском крае обсудили проблему экстремизма в молодежной среде

В современных условиях, когда идет специальная военная операция, заметно обострились проблемы экстремизма и терроризма в молодежной среде.

Делегация Алтайского края с рабочим визитом побывала в Чеченской Республике

Представители Общественной палаты Алтайского края, побывавшие с рабочим визитом в Чеченской Республике, отмечают, что он получился продуктивным в плане обмена опытом и оставил самые позитивные впечатления.

Card image

Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *