Уроки за «колючкой»: чему учат заключенных СИЗО и колонии-поселения
В следственных изоляторах и тюрьмах кроме людей в погонах работают и люди гражданские.
Предложение работать с заключенными Олег Даньшин обдумывал полгода
В следственных изоляторах и тюрьмах кроме людей в погонах работают и люди гражданские. Например, учителя. Один из таких педагогов – заведующий Бийским филиалом вечерней (сменной) общеобразовательной школы №2, преподаватель истории и обществознания - Олег Даньшин. На сегодня в здесь учатся 30 осужденных, четверо из них - в СИЗО-2.
Клятва на экзаменеВ школьные годы он мечтал о службе в погонах. Весь десятый класс – в то время выпускной - готовился к поступлению в военное училище, но… не прошел медицинскую комиссию. И тогда на школьном экзамене он клятвенно пообещал директору, заслуженному учителю России Марии Карповне Левкиной, что вернется в альма-матер преподавателем. Так и случилось: работать в родную бийскую школу №40 Олег Даньшин пришел еще будучи студентом пятого курса Бийского государственного педагогического института.
С тех пор он уже 30 лет трудится в сфере образования. Преподавал в школе, работал в городском управлении образования, создал краеведческий клуб «Наследие», в рамках которого организовал 23 полевых археологических и этнографических экспедиции, руководил координационным центром нацпрограммы «Интеллектуально-творческий потенциал России» и региональным отделением общероссийской малой академии наук «Интеллект будущего». Среди учеников Олега Васильевича немало победителей и призеров различных научных конференций, а сам он за свои педагогические труды награжден многими медалями.
Особо дороги для учителя Даньшина такие награды, как нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации» и правительственная медаль «Патриот России». Он считает понятие «патриотизм» простым, понятным и очень конкретным, без словоблудия и фальшивого пафоса:
- Главное – ценить все свое, родное. И не просто ценить, а стараться сохранять для будущего. А в моем случае – в силу специфики профессии – еще и передавать это понимание ученикам.
На свободу с чистым аттестатом!Предложение возглавить филиал вечерней (сменной) школы №2, в котором обучаются осужденные и несовершеннолетние заключенные следственного изолятора №2 и осужденные из КП-2, было для него неожиданным. Более того: он, признанный своим человеком в среде бийских краеведов, даже не знал, что комплекс зданий на окраинной улице, мимо которого много раз проезжал, – бывшая тюрьма с полуторавековой историей.
- Решение принимал с полгода, - вспоминает Олег Васильевич. – Но знаете, учителя ведь очень хорошо адаптируются в любой среде. Привык и я. Даже стал находить определенные плюсы в работе в новой школе.
Как педагог с большим стажем, он не ощущает большой разницы между преподаванием в городской школе и в школе пенитенциарного ведомства.
- Специфика только в том, что здесь возможны две формы обучения – очная и очно-заочная. Ну и в количестве часов – здесь поменьше. Зато и количество обучающихся меньше: классы не по 30 человек. Есть возможность для индивидуальной работы, - убежден Даньшин.
К работе с учениками-сидельцами ему тоже не пришлось долго адаптироваться. Говорит, сегодня в любой обычной школе – даже самой престижной и элитной – учитель может столкнуться и с невоспитанными детьми, и с не совсем адекватными родителями.
А здешние на уроках не безобразничают – возраст у большинства из них все-таки недетский, да и обязательное присутствие в классе сотрудника учреждения, как и наличие недремлющей камеры видеонаблюдения, дисциплинирует.Что касается возраста учащихся, то, по российскому законодательству, учиться должны не достигшие 30-летнего возраста осужденные к лишению свободы, которые не имеют среднего общего образования. Ну, а те, кто старше 30 лет, учиться могут по желанию. Кстати, на памяти заведующего филиалом Даньшина были и 40-летние школяры, которые старательно «грызли гранит науки» по программам 6-11 классов.
- Отличников, правда, в нашем бийском филиале не было, но «ударники» были. Например, в июне парень выпустился с чистым четверочным аттестатом. А в июле он освободился, - рассказывает Олег Васильевич.
Бывает и так, что осужденный выходит на свободу буквально накануне выпускных экзаменов. Так будет и с Никитой Б., осужденным из отряда по хозяйственному обслуживанию СИЗО-2. Парень учится в 11 классе, но скоро выходит по УДО.
- Я в эту школу уже второй год хожу, - рассказывает Никита. – Мне учиться понравилось. Допустим, раньше химию вообще не понимал, а сейчас мне интересно! Когда освобожусь, буду восстанавливаться в техникум, где раньше учился на сыродела.
Музей едет в тюрьмуОлег Васильевич убежден: школа в пенитенциарном ведомстве выполняет и образовательные, и воспитательные функции. Он старается увлечь учеников знаниями не только своих предметов – истории и обществознания, но и показать им, что мир – огромен, познание его – бесконечно, и человек, стремящийся узнать как можно больше, делает свою жизнь осмысленной.
Очень часто Даньшин приглашает в места не столь отдаленные гостей, которые по своему статусу, мироощущениям, устремлениям очень далеки от тюремных реалий.Первая такая встреча была с известным в Сибири писателем и поэтом, редактором литературных сборников и популярных журналов, лауреатом международных, общероссийских, межрегиональных и краевых конкурсов Сергеем Филатовым. Стали проводить вместе с ним литературно-музыкальные вечера под гитару. Сергей Викторович отдал в СИЗО-2 целую библиотеку книг.
Запомнилась осужденным и несовершеннолетним подследственным из СИЗО-2 и КП-2 встреча с представителями клуба исторической реконструкции «Або», которые не только рассказали о воинских доспехах эпохи Средневековья, но и о быте, традициях Европы того времени.
На протяжении нескольких лет приезжают в колонию-поселение и следственный изолятор руководитель бийского клуба авторской песни Вячеслав Васич и гитарист-виртуоз Виталий Никитин.
Захватывающие лекции о загадочном мире полезных ископаемых читал заключенным ведущий ученый в области минералогии, профессор, доктор геолого-минералогических наук, член Российского Географического, Тектонического, Петрографического и Минералогического обществ, эксперт РАН и РАЕ Анатолий Гусев.
Бийский краеведческий музей имени В. В. Бианки всегда идет навстречу просьбам школы. Музейные работники приезжают сюда не только для того, чтобы что-то интересное рассказать, они привозят с собой исторические экспонаты, зачастую весьма древние, как, например, кости и бивни мамонта. А порой такие, которые заставляют потрясенно замолчать даже самых ироничных слушателей.
Как-то на встрече в следственном изоляторе с сотрудником музея, командиром сводного поискового отряда «Алтай» Константином Ярославцевым, рассказывавшем о раскопках в местах боевых сражений Великой Отечественной войны, двое подростков демонстративно веселились. И тогда Константин дал им подержать солдатскую каску, пробитую пулей. Ее нашли вместе со «смертным медальоном» и прахом бойца. Погибшему краснофлотцу было всего 18 лет. « Он ваш ровесник », - сказал пацанам поисковик. Смеяться они перестали…
- Многим, действительно, раньше не хватало этого – знаний, эмоций, сопереживания. Человек не то что в музее ни разу не был, но, может, никуда дальше своего села не выезжал. А совершив правонарушение и попав сюда, он оказывается вообще в другом мире. Поэтому нужно как бы компенсировать то, что ему не удалось увидеть и узнать, показать, рассказать, познакомить с чем-то более интересным и важным, чем то, что он видел и знал до сих пор, - считает Олег Даньшин.
Автор: Елена Чехова,
Автор главного фото: Анны Кольченко
Последние новости
Бесплатное тестирование на ВИЧ в Барнауле
Специалисты призывают горожан проходить тестирование хотя бы раз в год.
Рабочее совещание по итогам судопроизводства в Топчиха
Обсуждение проблемных вопросов и изменений в законодательстве.
Совещание председателя суда с адвокатами Алтайского края
Обсуждение итогов судопроизводства за 9 месяцев 2024 года.
ЦБ: Экономику России из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис
Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис