Алтайская экспедиция по стопам первого русского покорителя Тянь-Шаня увенчалась грандиозным успехом

В честь 195-летия русского путешественника Петра Семёнова-Тян-Шанского, исследовавшего рудный Алтай,

Геологи, археологи и студенты прошли нелёгким, но интересным маршрутом.

В честь 195-летия русского путешественника Петра Семёнова-Тян-Шанского, исследовавшего рудный Алтай, его путь повторили краевое отделение русского географического общества, учёные, студенты и корреспонденты «Вестей Алтая».
Барнаул, Алейск, село Саввушки…Разглядываем карты, читаем путевые заметки Петра Семёнова Тян-Шанского, каждый по-своему представляя его себе.

Проехав несколько часов по жаре, останавливаемся у знаменитого на весь мир водоёма – озера Колыванское. Ещё в Петербурге и Берлине Тян-Шанский слышал о необыкновенной красоте этого древнего водоёма. Здесь нас встречает местный житель, влюблённый в эти места археолог, кандидат исторических наук, действительный член Русского географического общества Юрий Алехин. Родом он из Красноярска. Но однажды приехав учиться в Алтайский госуниверситет, на факультет географии, остался тут навсегда.

Именно он впервые, с научной точки зрения, исследовал каждую пядь уникальной земли. Годы раскопок и десятки открытий.
Озеро Колыванское и его окрестности – удивительный сплав всего мистического, древнейшего, странным образом уцелевшего до наших времен. Древнейший и до сих пор не иссякший водоём, окружённый скалами, возрастом более 200 миллионов лет, реликтовые растения, животные…. Если верить исследователям, сохранились здесь и змеи – те самые, что ещё пугали первых, пришедших в эти места, рудознатцев.

Правда это или вымысел? Страшные, кусучие змеи. Кто-то верит в них, кто-то усмехается. Профанация, вздор. Нет, змей и не было… Но всё же почему-то город горных инженеров назвали Змеиногорск? Как утверждают местные учёные, собирать и сдавать их по счёту – за выручку, в годы развития горного дела в Змеиногорске, была прерогатива местных ребятишек. Два-три столетия назад существовал здесь и ещё один прибыльный бизнес. Сбор реликтового растения – чилимов. Ядра водяного ореха уважали местные горные офицеры, той поры. люди обеспеченные, заказывали жителям Саввушки орехи, как деликатес и вполне могли потчевать дорогого гостя – Семёнова Тян-Шанского.

Из самого центра Змеиногорска перемещаемся на 70 километров южнее. Неверовское месторождение известняков. Открыто в 1786 году Авраамом Герихом.

Красивейший мраморный разрез. Когда-то его обтачивали на мраморной шлифовальной мельнице, которая была расположена в селе Локоть. Мрамор этот особенный. Украшен белыми вкраплениями. Это лилии.

Белые вкрапления на мраморе – это, как рассказали нам учёные, ни что иное, как древние морские животные – именно животные, которые назывались лилии. Причём, похожи они были на современные цветы лилии. Сейчас таких нет.

Анатолий Гусев из Бийска. Чтобы перечислить все его регалии – нужно время. Окончил Таврический университет в Симферополе. Доктор геолого-минералогических наук, профессор, эксперт Российской Академии наук, академик Российской и Европейской академии естествознания. С молотком геолога обследовал Кавказ, Алтай, Тыву, Монголию, Казахстан, Узбекистан.
За всю сознательную геологическую жизнь прошел 84 000 километров – это ровно два раза вокруг земного шара. С камнями он на ты. Только берёт в руки, и тут же говорит название породы. Зайдя в несколько местных музеев, тут же сделал замечания – это не гранит, а это не яшма, перепишите таблички экспонатов…

Немало нам пришлось поехать по степям и полям. Устьянский карьер. Месторождение гранита. Из него делают качественный щебень для дорог. Камень-работяга – зовут его геологи. Впрочем, и здесь мы нашли кое-что для коллекции, которой может впоследствии похвастаться среднестатистический краеведческий музей. На гранитных камнях природа оставила рисунки: отчётливо видны кусты деревьев. Изображениям – десятки миллионов лет. Но это не отпечатки древних растений, а проросшие в граните минералы.

Пока мы, вместе с геологом Софьей Платоновой учились различать горные породы, Анатолий Гусев – самый опытный геолог в экспедиции, отклонившись от группы, обследовал Устьянский массив с другой его стороны, и наткнулся на камни-самоцветы. Вечером в палаточный лагерь вернулся с находкой, которой в действительности можно гордиться.

Раухтопаз, аметист, дымчатый кварц – объёмы внушительные – раньше месторождение нигде зарегистрировано не было, утверждает учёный. Он уже дал своей находке название – пегматитовое месторождение. Вернувшись из поездки в Бийск, Анатолий Гусев сразу принялся за дело – описал месторождение, нанес на карту местности, а найденный камень отправил на исследование в лабораторию.

На все обоснования, заключения экспертов и оформление уйдёт около года. Впрочем, это уже мелочи. Важно другое – экспедиция, которая спустя 166 лет прошла по следам первого русского покорителя Тянь-Шаня, увенчалась грандиозным успехом. Из найденных геологами самоцветов можно делать роскошные ювелирные украшения. Богатства Алтая – неисчерпаемы. В этом мы убедились. Как и в том, что Алтай по-прежнему полон загадок и белых пятен.

Ольга Салангина

Последние новости

Гастрономические ограничения: кто должен избегать определённых блюд?

Важно знать, какие продукты могут навредить вашему здоровью.

Опасности неправильного использования антибиотиков

Как антибиотики могут навредить организму при неправильном применении

Пленарное заседание XV Рождественских образовательных чтений в Барнауле

Обсуждение патриотизма и ценностей памяти в современном обществе.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Одинцово

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *