Так свежи тяжелые воспоминания
Память о войне не стирается и не тускнеет с годами. Люди, пережившие войну, помнят и бомбежки, и пожары, и голод, и издевательства.
Память о войне не стирается и не тускнеет с годами. Люди, пережившие войну, помнят и бомбежки, и пожары, и голод, и издевательства. И все же самые страшные воспоминания о военных преступлениях всю жизнь хранят те, чье детство прошло в фашистских лагерях. Международный день освобождения узников фашистских концлагерей отмечается ежегодно 11 апреля. В эту дату проводятся митинги, торжественные построения, встречи поколений, уроки Мужества.
В этот день в Рубцовске традиционно проходят встречи городского Совета малолетних узников концлагерей и возложение цветов к мемориалу «Непокоренные», построенного по инициативе почетного гражданина нашего города и мецената Виктора Семеновича Новикова, который сам в раннем детстве испытал ужас нацистских застенок. Имя Виктора Семеновича увековечено на мемориальной доске у подножия памятника, ставшего символом мужества и борьбы, светлого будущего и победы над фашизмом.
Когда-то в нашем городе проживало более восьмидесяти бывших узников, а сейчас их осталось всего десять. И каждого из них в этот день посетила Галина Плотникова, директор фирмы «Время» и меценат, как и её отец.
– Когда мой отец, Виктор Семенович Новиков, стал председателем Совета бывших узников концлагерей, я его не понимала, маленькая была. Спрашивала: «Ну, зачем тебе это надо? Может, лучше постараться всё забыть?». А он улыбался и отвечал: «А кто, если не я?». А сейчас его нет, и уже я продолжаю его дело. Поддерживаю, помогаю, решаю вопросы, потому что это правильно, – рассказывает Галина Плотникова.
Она вспоминает, как раньше в этот день собирались все вместе, организовывали чаепитие, пели песни, делились новостями и воспоминаниями. А тех, кто не мог прийти, адресно навещали вместе с председателем совета Екатериной Абрамовной Франц и представителями городских властей. В этом году Екатерина Абрамовна не смогла поехать, но вместо неё с Галиной Плотниковой поздравить ветеранов изъявили желание студентки Рубцовского педагогического колледжа, бойцы студенческого педагогического отряда «Пазл».
– Для многих из ветеранов этот день – 11 апреля – даже более значим, чем День Победы. И они ждут его как самого светлого праздника, ведь это начало новой жизни, пусть не совсем лёгкой, но свободной от плена, – добавляет Галина Викторовна.
Более пяти миллионов детей были узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, разбросанных по всей оккупированной Европе. Ни в чем не повинные, они терпели непосильный труд и болезни, холод и голод. Над ними глумились, проводили медицинские эксперименты, брали кровь. Биографии этих людей – настоящие уроки мужества для молодого поколения. Каждый из них оказался в нашем городе по своим обстоятельствам, каждого привела своя судьба.
Связанные вместеМальвина Моисеевна Турецкая родилась в 1938 году в Белоруссии, в селе Хатка Гомельской области. В 1943 году немцы сожгли село дотла, а женщин и детей угнали в Германию. Мальвина, её мать и маленькая сестра Маруся попали в трудовой лагерь под Дрезденом.
– Иногда по три дня матерей не видели. Сам лагерь был окружен колючей проволокой, по периметру ходили надзиратели и бегали собаки. Они (собаки), тогда казались такими огромными, злыми. Мама связывала нас с сестрой за руку проволокой, чтобы мы не потерялись. И однажды Маруся решила погладить собаку, та кинулась на нас, но надзирательница выхватила нас буквально из-под носа, спасла. Не буду врать, никаких опытов над нами не ставили, кровь не брали. Не было там ни печей, ни газовых камер. Кормили плохо, иногда приносили одежду – чистую, но в дырочках. А отчего эти дырочки, живы ли прежние хозяева – кто ж знает, – вспоминает женщина.
После лагеря семья Мальвины Моисеевны работала у немецкого бауэра (фермера), там тоже пришлось хлебнуть лиха. Особенно когда у их хозяина погиб сын летчик. Тогда немец лютовал долго, ходил с хлыстом и бил всех работников, кто попадался ему на глаза. Досталось и матери Мальвины, а сами девочки прятались в хлеву под охапкой соломы.
Уже после войны семья переехала на Сахалин. Там Мальвина Моисеевна и познакомилась со своим будущим мужем, пограничником из Алтайского края.
– Дом наш стоял почти у самого моря. И к берегу иногда прибивало бревна, которые местные жители собирали для ремонта, на дрова… И одно такое огромное бревно мы с сестрой хотели вытащить, да не смогли. В это время по берегу шли пограничники, я их и попросила помочь. Принесли они нам бревно во двор, а один из них пришел на другой день. И на следующий, и ещё… Влюбился, в общем. И увез меня к себе на родину. Так я и оказалась в Рубцовске, – с улыбкой рассказывает она.
Сейчас внук Мальвины Моисеевны сражается за мирное небо – военный, принимает участие в спецоперации на Украине. А правнучка учится в Рубцовском медицинском колледже. И, по словам женщины, своей судьбой она довольна. Ведь у многих бывших узников жизнь сложилась совсем иначе, а у многих не сложилась и вовсе.
Немецкая сторонаЛюци Иогановна Брайт родом с Украины, из села Нойдорф. В том районе жили екатерининские немцы – потомки переселенцев, расселённых на основании манифестов Екатерины II. В начале войны армия нацистской Германии прошла по селу тихо, и лишь в 1943 году всех жителей погнали в Германию. Люци Иогановна вместе с бабушкой и двумя младшими сестрами попала в монастырь в Ветенгаусе, а после – в Югославию, где работала на хозяина.
В её детских воспоминаниях сохранились картинки из жизни в монастыре: робкие монахини, которые боялись пленных и не показывались им на глаза; как приходил пастор, крестивший их в католическую веру; работы в поле на югославского «господина», у которого Люци Брайт ухаживала за лошадьми.
– Германия была слабее, чем Советский Союз, поэтому и угоняли нас как рабочую силу. Ещё в начале войны бабушка говорила, что немцы обязательно проиграют, потому что они слабее… Так и вышло.
После окончания войны, в 1945 году, вернуться на родину семье не довелось – всех «русских немцев» отправили в Сибирь и на Дальний Восток. Так Люци Иогановна оказалась в Малиновом озере, а затем и в Рубцовске. Мама и бабушка умерли, и в 19 лет девушка взяла на себя ответственность за двух сестрёнок, которым на тот момент было всего 13 и 10 лет.
– Сейчас уже никого нет, только мои внуки и девять правнуков. Раньше обида была на тех немцев, что войну развязали, и на дальних предков, из-за которых нас сослали в Сибирь и моя семья не смогла вернуться на Украину. А теперь думаю: может, так свыше было нужно. Сейчас бы снова жили среди войны, – тихо рассуждает женщина.
20 мая Люци Иогановне исполнится 90 лет. Как все, кто попал в лагерь в подростковом возрасте (10-12 лет), она помнит каждый день, проведенный на чужбине. И, как признается, иногда не верит, что прошло столько времени – так свежи тяжелые воспоминания. Но семья и девять правнуков не дают сложить руки, поддерживая и помогая во всём.
Нужно помнить– Каждый год мы собираемся вместе, чтобы почтить память узников, которые погибли в застенках концлагерей. Я хочу сказать всем ветеранам и узникам большое человеческое спасибо за то, что они смогли преодолеть все трудности и выжили, за то, что совершили подвиг и заново построили нашу страну. Мы продолжаем помнить о них, и эту память мы передаём нашим детям и внукам. Самое страшное в жизни – это равнодушие. А раз мы здесь – значит, мы не равнодушны, значит, мы живём, любим и помним, – добавляет Галина Плотникова.
Многое из той жизни за колючей проволокой бывшие малолетние узники знают только по рассказам своих мам, но некоторые моменты сохранились в их воспоминаниях. В 2016 году в Барнауле был выпущена книга «Последние свидетели войны» – сборник воспоминаний бывших малолетних узников фашистских концлагерей и детей, живших на оккупированных территориях. Входят туда именно воспоминания рубцовчан, прошедших в детстве фашистские застенки.
Тема войны сейчас в мире более чем актуальна. И эти свидетельства очевидцев кровавых страниц истории должен знать каждый. Чтобы ТАКАЯ история больше никогда не повторилась.
Фото Веры Брюхановой / Местное время
Вера БрюхановаПоследние новости
В Алтайском крае вручили Демидовские премии
Лауреаты были определены в шести номинациях В Алтайском крае состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Демидовской премии.
Василий Теплый: приметы погоды, что можно и нельзя делать 4 апреля
В каждый день православная церковь чтит память священномученика Василия Анкирского В народном календаре 4 апреля – Василий Теплый.
На берегу Анапы после шторма обнаружили новые выбросы мазута
Выбросы мазута обнаружили во время ежедневного утреннего мониторинга закрепленных территорий, В пятницу на пяти участках береговой линии Анапы были обнаружены следы нефтепродуктов.
Таланты из Бийска вновь в числе Золотых Умов Алтая
1, 2 апреля состоялся финальный этап третьего школьного турнира по физике и математике «Золотые умы Алтая».