По шахматной доске к победе
«Те, кто говорят, что понимают шахматы, ничего не понимают», говорил известный немецкий гроссмейстер Роберт Хюбнер.
«Те, кто говорят, что понимают шахматы, ничего не понимают», говорил известный немецкий гроссмейстер Роберт Хюбнер. И ведь действительно простым обывателям этот вид спорта может показаться скучным, но с ними точно не согласятся те, кто однажды попробовали свои силы в этой игре. Шахматы — интересная, увлекательная и полезная игра, которая развивает логическое и аналитическое, творческое и абстрактное мышление.
Больше, чем игра
Чем же так интересна и полезна игра в шахматы? Что она дает, чему учит?
Шахматы – это игра с тысячелетней историей, которая не теряет своей популярности даже в век расцвета компьютерных технологий. У нее миллионы поклонников по всему миру. Одним из главных достоинств шахмат является развитие интеллектуальных способностей. Процесс игры заставляет работать сразу два полушария мозга, поэтому они развиваются гармонично и слаженно.
Ученые всего мира доказали, что ребенок, играющий в шахматы, легко осваивает точные науки. При этом данный спорт доступен для каждого малыша, в независимости от физических данных и особенностей здоровья. Он универсален и подходит для девочек, и для мальчиков.
Дети, играющие в шахматы, становится более самостоятельными, учатся думать о последствиях своих решений. Улучшается их память, развивается воображение, логика, терпение, усидчивость, целеустремленность, внимательность, стратегическое и системное мышление.
Наблюдения показали: у детей, играющих в шахматы, повышается успеваемость по всем предметам, а ещё появляются новые друзья и знакомые. Так сказать, по интересам. Так, что если у вас возник вопрос — стоит ли записать ребенка в шахматную секцию? Не сомневайтесь в этом. За этой тихой на первый взгляд игрой стоят большие дела.
Проект «Шахматы в школу»
В 2016 году Федерация Шахмат Алтайского края выиграла грант Российской Шахматной Федерации и Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко на реализацию в Алтайском крае проекта «Шахматы в школах». В рамках этого гранта с 2017 г. общеобразовательные школы нашего региона, подавшие заявки на участие в проекте, получают учебно-методические комплекты, шахматы, шахматные доски, шахматные часы и демонстрационные доски для того, чтобы начать в своих школах преподавать урок шахмат в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
В настоящее время преподавание шахмат ведется в 206 школах 51 муниципального образования региона. В 2022 году на реализацию проекта «Шахматы в школе» за счет средств краевого бюджета для 19 муниципальных образовательных организаций края закуплено 1615 единиц учебного и методического пособия, 817 шахматных досок, 380 шахматных часов.
В Заринске проект успешно реализуется сразу в нескольких школах. Не так давно наш город посетил с рабочим визитом президент Федерации шахмат Алтайского края Артем Поломошнов. Он посетил лицей «Бригантина», здесь в одной из рекреация школы расположена зона шахмат. Гость был приятно удивлен тому, какое внимание уделяется этой игре и убежден, данное направление нужно развивать.
Программу «Шахматы в школе» в лицее изучают в качестве внеурочной деятельности, делая акцент на интеллектуальном и творческом развитии детей. Для этого имеется необходимое оборудование – комплекты шахмат в достаточном количестве. Занятия проводятся для 120 обучающихся. Многие из них интересуются данным видом спорта как любители, а некоторые имеют неплохие результаты в турнирах. С ребятами работают два специалиста. Один – учитель истории Константин Анатольевич Нормайкин, прошел курсы обучения для преподавания этого предмета, второй – Иван Дмитриевич Горелов, приглашен из Центра детского творчества. Дети с удовольствием посещают их уроки.
В проекте «Шахматы в школу» принимают участие в другие школы. Так, в школе № 15 в рамках центра «Точки роста» организован шахматный класс. Павел Надбережный, педагог дополнительного образования центра «Точки роста», рассказал:
— С прошлого года в школе № 15 проводим занятия по шахматам с начальными классами. Создана специальная программа, есть необходимые учебники, материалы. В 1 классе знакомимся с фигурами, ходами, к концу года дети уже начинают играть. Начиняя со 2 класса, уделяем внимание игре, ходам, комбинациям. Внутри школы постоянно проводим турниры. У нас много ребят, которые разбираются в шахматах, и это не только начальное звено, это средние и старшие классы.
В Центре детского творчества третий год существует детское объединение «Шахматы». Иван Дмитриевич Горелов, преподаватель дополнительного образования, руководитель военно-патриотического клуба «Пограничник», набрал группу и стал обучать ребят. Первое, на что он сделал упор — знакомство с шахматами, с процессом игры, изучение фигур.
В ЦДТ отмечают, дети с удовольствием посещают эти занятия и хотят идти дальше, чтобы участвовать на турнирах и побеждать. Иван Дмитриевич уже давно думает о том, чтобы вывозить своих ребят в другие города. Сегодня он активно занимается поиском шахматных клубов и надеется, что в ближайшее время его спортсменам удастся где-нибудь себя показать.
Как видите проект «Шахматы в школу» уже принес свои плоды. Дети интересуются шахматами, играют в них и хотят добиваться успехов. Цель, которую преследовали авторы проекта, себя оправдала. Главное, интерес у ребенка к шахматам появился. А станет ли он великим гроссмейстером, не так уж важно.
Проект «Шахматы в школу» ещё не завершен. В 2023 года работа в данном направлении будет продолжена. Кроме того, планируется реализация пилотного проекта «Шахматы в детских садах», для чего дошкольные учреждения также получат учебно-методические пособия и шахматный инвентарь.
Борьба на черно-белых полях
Шахматистам, как и другим спортсменам, нужны турниры, чтобы и себя показать, и на других посмотреть. В рамках Спартакиады школьников на протяжении нескольких лет проходят турниры по шахматам. Школьные команды выставляют своих игроков и выясняют, какая школа в этом виде сильнее.
19 января в школе № 15 прошло Первенство города по шахматам в зачет Спартакиады школьников. К сожалению, только четыре школы представили свои команды. Но те, кто побывал на турнире, не пожалели, что приняли в нем участие. Турнир прошел в трех возрастных категориях: 3-4, 5-6, 7-8 классы. В младшей возрастной категории ребятам необходимо было сыграть две партии, у ребят постарше было сыграно по три-четыре партии.
По сигналу судьи начались соревновательные баталии. Воцарилась напряженная тишина. Иногда она нарушалась негромким стуком переставляемых фигур, тихими репликами болельщиков. Подсказки с их стороны были запрещены, за этим внимательно следили судьи. Первая партия закончилась спустя 10 минут. Спортсмены пожали друг другу руки и уступили место другим игрокам.
За каждым шахматным столом чувствовалось напряжение и волнение. Хотя многие участники не подавали вида, сидели со спокойным выражением лица, но их эмоции выдавали постукиванием пальцев по столу или перемещением шахматных фигур на столе.
Борьба на черно-белых полях шла напряженная, каждый участник хотел принести очки как в командную, так и в свою личную копилку. Как только были сыграны последние партии, судьи подвели итоги и объявили их игрокам. В общекомандном зачете места распределились следующим образом. Среди 3-4 классов лучшими стала школа № 15, на втором и третьем месте школа2 и № 7 соответственно. В баттле между 5 и 6 классами первое место заняли учащиеся 15 школы, им немного уступила школа № 2. На третьем месте оказались представители седьмой школа.
В старшем звене (7-8 классы) фаворитами оказались совсем другие команды. Первое место у школы № 7, второе — у шахматистов из школы № 4, третье — у хозяев турнира (школа № 15).
Тем, как прошел турнир, ребята остались довольны. Они увидели, как играют другие ребята, взяли на заметку для себя новые комбинации и убедились, популярность шахмат растет.
Вот, что они рассказали после турнира.
Максим Меркушев, ученик 11 класса школы № 4, играет в шахматы давно. Научился в начальной школе. Вспоминает, когда только начинал посещать кружок, тренер за каждую победу давал конфеты. Для Максима — это было хорошим стимулом. Так быстро и научился играть. В 2020 году занял первое место в городском турнире среди школьников. Убежден, чтобы одержать победу — нужно думать и не суетиться. Сейчас юноша занимается футболом, но и в шахматы продолжает играть.
Евгений Черемисин, 8 класс школа № 4:
— Шахматы — это мое хобби. Не первый раз участвую в турнирах, есть призовые места. Считаю, что шахматная игра — хорошая разминка для мозга.
Таня Мыздрикова, 4 класс школа № 2, рассказала, что играть в шахматы ее научил дедушка. В этом году она впервые принимает участие в соревнованиях. Волновалась, что сделает что-то не так. Одну партию школьница выиграла, а вторую проиграла. Но она не расстроилась. В следующий раз возьмет реванш.
Иван и Андрей Егоровы — с шахматами знакомы давно. И этот турнир для них не первый. Чтобы побеждать, считают братья, нужно уметь концентрироваться и пытаться предугадать будущие шаги соперника. Сыгранные ими партии были непростыми. Иван отмечает, конкуренция постоянно растет, что его радует. Есть, к чему стремиться.
…. Развивать шахматный вид спорта планируют не только на уровне школ. Сегодня ведутся серьезные разговоры о том, чтобы выводить его на профессиональный уровень. В нашем городе достаточно людей, которые в этом заинтересованы и готовы помогать. Конечно, это не решается быстро, но продвижения уже есть.
Кроме того, для всех горожан готовится сюрприз. В парке «Прометей», который появится на выезде из города в ближайшие годы, будет организован шахматный павильон, который станет хорошим местом для времяпровождения и площадкой для проведения турниров.
Евгения Шишкина.
Последние новости
Гастрономические ограничения: кто должен избегать определённых блюд?
Важно знать, какие продукты могут навредить вашему здоровью.
Опасности неправильного использования антибиотиков
Как антибиотики могут навредить организму при неправильном применении
Пленарное заседание XV Рождественских образовательных чтений в Барнауле
Обсуждение патриотизма и ценностей памяти в современном обществе.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований