Учитель, которого любят и помнят

«Учи­тель ра­бо­та­ет над са­мой от­вет­ствен­ной за­да­чей – он фор­ми­ру­ет че­ло­ве­ка.

«Учи­тель ра­бо­та­ет над са­мой от­вет­ствен­ной за­да­чей –
он фор­ми­ру­ет че­ло­ве­ка. Пе­да­гог – это ин­же­нер че­ло­ве­че­ских душ».
(М.И. Ка­ли­нин)

Стро­гий, но доб­рый взгляд, без­упреч­ный внеш­ний вид, огром­ная ки­па про­ве­рен­ных тет­ра­дей… Ко­неч­но, все узна­ли в этом опи­са­нии учи­те­ля. Все они раз­ные, но есть у них од­но об­щее – это же­ла­ние на­учить, вос­пи­тать, рас­крыть весь по­тен­ци­ал сво­их уче­ни­ков. Не слу­чай­но эпи­гра­фом взя­то вы­ска­зы­ва­ние М.И. Ка­ли­ни­на. Как ин­же­нер из­ме­ня­ет, со­вер­шен­ству­ет свое изоб­ре­те­ние, так учи­тель за­бо­тить­ся, вкла­ды­ва­ет, раз­ви­ва­ет сво­их уче­ни­ков.

В сво­ей ста­тье хо­чу рас­ска­зать об учи­те­ле рус­ско­го язы­ка и ли­те­ра­ту­ры, ди­рек­то­ре Но­во­пес­чан­ской сред­ней шко­лы Бур­лин­ско­го рай­о­на, де­пу­та­те рай­со­ве­та, ве­те­ране тру­да, За­слу­жен­ном учи­те­ле РСФСР - БУЛАХ Ма­рии Ми­хай­ловне .

Ро­ди­лась 5 фев­ра­ля 1935 го­да в по­сел­ке Смир­нень­кое Ку­лун­дин­ско­го рай­о­на Ал­тай­ско­го края в се­мье ра­бо­че­го Зла­то­поль­ско­го МТС. По­сле окон­ча­ния сред­ней шко­лы в 1953 го­ду, юная Ма­рия, по­да­ет до­ку­мен­ты в Крас­но­дар­ский пед­ин­сти­тут на ис­то­ри­ко-фило­ло­ги­че­ский фа­куль­тет, но к со­жа­ле­нию, а мо­жет быть и к ра­до­сти, не про­хо­дит по кон­кур­су. В 1954 го­ду по­сту­па­ет в Гор­но-Ал­тай­ский пе­да­го­ги­че­ский ин­сти­тут на за­оч­ное от­де­ле­ние ли­те­ра­тур­но­го фа­куль­те­та, по спе­ци­аль­но­сти учи­тель рус­ско­го язы­ка и ли­те­ра­ту­ры.

Ма­рия Ми­хай­лов­на на­ча­ла свою тру­до­вую де­я­тель­ность в 1953 го­ду. Око­ло двух ме­ся­цев про­ра­бо­та­ла биб­лио­те­ка­рем Бур­лин­ской рай­он­ной биб­лио­те­ки, за­тем на­зна­че­на учи­те­лем ис­то­рии и гео­гра­фии Бур­лин­ской сред­ней шко­лы сель­ской мо­ло­де­жи, в 1954 го­ду пе­ре­ве­де­на учи­те­лем ис­то­рии в Но­во­пес­чан­скую се­ми­лет­нюю шко­лу, в 1960 го­ду на­зна­че­на учи­те­лем рус­ско­го язы­ка и ли­те­ра­ту­ры, за­ву­чем, с 1972 го­да ди­рек­то­ром этой же шко­лы.

Дочь шах­те­ра с да­ле­ко­го Ура­ла, со­всем дев­чон­кой при­е­ха­ла Ма­рия Ми­хай­лов­на, то­гда еще Та­ла­щен­ко, в Но­во­пес­ча­ное и оста­лась здесь на­все­гда, при­ки­пев ду­шой и серд­цем к на­шей зем­ле.

Она бы­ла учи­те­лем, ко­то­рый в со­вер­шен­стве знал рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ру, а так же уме­ло пре­по­да­вать свои зна­ния уче­ни­кам, стро­и­ла свои уро­ки так, чтобы всем уча­щим­ся, силь­ным и сла­бым, бы­ло ин­те­рес­но ра­бо­тать, при­ме­ня­ла та­кие фор­мы, ко­то­рые за­став­ля­ли са­мо­сто­я­тель­но де­лать вы­во­ды, фор­му­ли­ро­вать пра­ви­ла, под­би­рать нуж­ные при­ме­ры, срав­ни­вать, со­по­став­лять язы­ко­вые яв­ле­ния. На сво­их уро­ках Ма­рия Ми­хай­лов­на не про­сто учи­ла, но и вос­пи­ты­ва­ла, го­то­ви­ла ко взрос­лой жиз­ни. Ее с уве­рен­но­стью мож­но бы­ло на­звать пре­крас­ным пе­да­го­гом!

Бла­го­да­ря Ма­рии Ми­хай­ловне мно­гие уче­ни­ки по­лю­би­ли чи­тать кни­ги. Она при­ви­ва­ла ин­те­рес к ли­те­ра­ту­ре, рус­ско­му сло­ву, учи­ла ви­деть в про­из­ве­де­ни­ях са­мое важ­ное - рас­суж­дать о про­бле­мах, со­чув­ство­вать и со­пе­ре­жи­вать ге­ро­ям, за­ду­мы­вать­ся о смыс­ле про­чи­тан­но­го, кра­си­во и пра­виль­но пи­сать и го­во­рить. На ее уро­ках де­ти раз­ви­ва­лись нрав­ствен­но, эмо­цио­наль­но, твор­че­ски.

Спра­вед­ли­вый учи­тель, со всей се­рьез­но­стью и от­вет­ствен­но­стью под­хо­дя­щий к пре­по­да­ва­нию важ­но­го ма­те­ри­а­ла. Свет­лый, об­ла­да­ю­щий огром­ным тер­пе­ни­ем че­ло­век. Эта­лон и при­мер для под­ра­жа­ния мно­гих сво­их уче­ни­ков и кол­лег. Муд­рый учи­тель спо­соб­ный да­же слож­ное для вос­при­я­тия пра­ви­ло по рус­ско­му язы­ку, объ­яс­нить так, что оно ста­но­ви­лось лег­ко за­по­ми­на­ю­щим­ся и лег­ко при­ме­ни­мым на прак­ти­ке. Ко­неч­но, все кто знал Ма­рию Ми­хай­лов­ну, с лег­ко­стью узна­ют ее в этом опи­са­нии.

Про­фес­сия учи­те­ля труд­на, но и уди­ви­тель­на по сво­ей су­ти, ведь от пе­да­го­гов-на­став­ни­ков за­ви­сит на­ше бу­ду­щее. Мно­гие пи­са­ли и бу­дут пи­сать о зна­чи­мо­сти этой про­фес­сии, но сло­ва­ми не пе­ре­дать ее важ­ность. Ма­рия Ми­хай­лов­на – пе­да­гог, внес­ший огром­ный вклад в сот­ни сво­их уче­ни­ков, во мно­гом опре­де­лив­ший их жиз­нен­ное на­прав­ле­ние. О та­ких как она, го­во­рят: «Учи­тель с боль­шой бук­вы!», ко­то­ро­го бу­дут пом­нить, чтить и ува­жать все ее вы­пуск­ни­ки!

Л.И. Сте­па­но­ва,
на­чаль­ник ар­хив­но­го от­де­ла
Адми­ни­стра­ции рай­о­на

Последние новости

В Алтайском крае вручили Демидовские премии

Лауреаты были определены в шести номинациях В Алтайском крае состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Демидовской премии.

Василий Теплый: приметы погоды, что можно и нельзя делать 4 апреля

В каждый день православная церковь чтит память священномученика Василия Анкирского В народном календаре 4 апреля – Василий Теплый.

На берегу Анапы после шторма обнаружили новые выбросы мазута

Выбросы мазута обнаружили во время ежедневного утреннего мониторинга закрепленных территорий, В пятницу на пяти участках береговой линии Анапы были обнаружены следы нефтепродуктов.

Таланты из Бийска вновь в числе Золотых Умов Алтая

1, 2 апреля состоялся финальный этап третьего школьного турнира по физике и математике «Золотые умы Алтая».

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру В Евпатории

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *